ОСАГО в России: вчера, сегодня, завтра
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств введено в России с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
За период своего существования, ОСАГО вызывало и продолжает вызывать многочисленные споры в обществе. Упомянутый закон даже был предметом рассмотрения Конституционного суда РФ, поскольку ряд заявителей посчитали, что закон ограничивает свободу собственности и договора, а также то, что плата за обязательное страхование обладает всеми признаками налога, но не учитывает прожиточный минимум в РФ и не все граждане способны ее оплатить. Однако, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в связи с запросами Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова" закон был признан конституционным, несмотря на особое мнение судьи Кононова А.Л.
В последнее время все чаще представители страховых компаний выступают с предложениями о пересмотре тарифов ОСАГО в сторону повышения. Однако, если внимательно изучить статистику страхового рынка за последние годы видно, что процент страховых выплат существенно не дотягивает до законодательно установленного п. 2 ст. 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" порога в 80% выплат от собранных страховых премий. Так, в 2013 году объем выплат составил 57,64% и при таком процентном соотношении следует снижать стоимость полиса на 22,36%, а не повышать ее.
По сложившемуся в обществе мнению, страховые компании стремятся к занижению размера страховых выплат. Это привело к тому, что в последние годы наблюдается взрывной рост количества обращений граждан в судебные органы с исковыми требованиями к страховщикам о взыскании недоплаченного страхового возмещения. Если, по данным Верховного суда РФ, за 2007 год судами в Российской Федерации было рассмотрено 27 393 иска к страховым компаниям, сумма взыскания по которым составила 1,3 млрд руб., то в 2013 году количество таких исков превысило 328 тыс., а взыскано по ним было свыше 25,3 млрд руб. Такой резкий всплеск числа исковых требований – более чем в десятикратном размере – объясняется повышением общей правовой грамотности россиян. При этом, практически все исковые требования против страховых компаний удовлетворяются, что свидетельствует о массовом занижении сумм страховых выплат со стороны последних.
Неправомерные действия страховых компаний по недоплате клиентам страхового возмещения приводят и к невозможности надлежащей оценки ситуации на рынке ОСАГО надзорными органами.
Если в 2014 году продолжится тенденция взрывного роста количества обращений в судебные органы с исковыми требованиями по взысканию необоснованно заниженных выплат по ОСАГО, то прогнозируемый объем прибыли страховых компаний в 2014 году резко снизится до 7 млрд руб., то есть, в 3,06 раза по сравнению с 2013 годом. Полагаем, что именно с такими прогнозами, а также с планируемым повышением размера страховых выплат по ОСАГО связаны массовые уклонения страховых компаний в регионах РФ от заключения договоров ОСАГО, зафиксированные Роспотребнадзором.
Какова статистика рынка страховых услуг по ОСАГО, какое количество страховых случаев фиксируется страховыми компаниями, какими темпами растет количество исковых заявлений к страховым компаниям и сколько из них удовлетворяется, узнайте из нашей инфографики.
Нажмите, чтобы увеличить
Документы по теме:
- Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
- Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в связи с запросами Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова"
- Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
- Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии"
Новости по теме:
- Общественников не устраивают предлагаемые Правительством РФ поправки в закон об ОСАГО – ИА "ГАРАНТ", 28 марта 2014 г.
- Компенсацию за утрату товарной стоимости автомобиля хотят включить в страховую выплату по ОСАГО – ИА "ГАРАНТ", 20 февраля 2014 г.
- Автомобилистов могут обязать брать справку из налоговой об отсутствии задолженности для заключения договора ОСАГО – ИА "ГАРАНТ", 19 ноября 2013 г.
- Первое чтение прошел законопроект о возможности заключения договоров страхования в электронном виде – ИА "ГАРАНТ", 24 октября 2013 г.
- Вопрос о разработке методики оценки ущерба в рамках ОСАГО может быть вынесен на рассмотрение Госдумы – ИА "ГАРАНТ", 25 сентября 2013 г.
- Нормы об учете износа комплектующих при возмещении убытков по договорам ОСАГО могут быть отменены – ИА "ГАРАНТ", 18 января 2013 г.
- Минфин РФ предлагает дополнить систему возмещения в ОСАГО ремонтом машины – ИА "ГАРАНТ", 9 сентября 2011 г.
Материалы по теме:
Домашняя правовая энциклопедия. Автомобиль и другие транспортные средства
ОСАГО: конфликты и пути их разрешения
Многие вопросы в сфере ОСАГО сегодня нуждаются в пересмотре, поскольку, по мнению экспертов, взаимное недопонимание страховых компаний и владельцев автомобилей со временем только нарастает. Автолюбители недовольны низким размеров страховых выплат и отказами в их получении, страховщики же уверены в необходимости существенного повышения базовых страховых тарифов. О том, в чью пользу складывается судебная практика последних лет, применяется ли к отношениям в сфере ОСАГО законодательство о защите прав потребителей, обязаны ли страховые компании компенсировать утраченную товарную стоимость автомобиля, на сколько планируется увеличить размеры страховых сумм и какие нововведения в возмещении вреда жизни и здоровью могут появиться в ближайшем будущем, читайте в нашем материале.
Исследование:
Только 6% опрошенных довольны работой страховых компаний в сфере ОСАГО
Сегодня многие эксперты отмечают кризис системы ОСАГО, влекущий взаимное недовольство автовладельцев и страховых компаний. По результатам нашего опроса только 6% пользователей портала garant.ru довольны работой страховщиков в этой области, а 62% по различным причинам остались не удовлетворены качеством оказания страховых услуг.